Олег Пономарёв
Автор

Светлана Липина: Качество жизни – чуткий индикатор успешности реформ

О борьбе с бедностью на Северном Кавказе

Олег Пономарёв
Автор
12.02.2020

Светлана Артуровна Липина - доктор экономических наук, учёный-экономист, кавказовед, полярник, специалист в сфере стратегического управления и пространственного развития, член Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии РФ.

 

- Добрый день, Светлана Артуровна! В предыдущей нашей беседе мы остановились на экономических аспектах развития СКФО. Позвольте продолжить тему следующим вопросом: экономика и экология – где грани взаимодействия и противоречий?

- Здравствуйте! Большинство экспертов по Северному Кавказу настаивает на том, что региону необходимо качественное улучшение экономической ситуации, а это требует создания системообразующих отраслей, способных, во-первых, дать большое количество рабочих мест и выпускать конкурентоспособную продукцию, а во-вторых, дать толчок к развитию других отраслей. Это предполагает внедрение новых технологий, таких как: развитие возобновляемых источников энергии; озеленение сектора ЖКХ; развитие чистого транспорта; совершенствование системы управления отходами; в сфере управления водными ресурсами и в сфере управления земельными ресурсами.

Здесь имеет смысл выделить специфические отраслевые новшества. То есть все инновационные решения в сфере экологии и бережного отношения к природным ресурсам, альтернативные источники энергии и ресурсосберегающие новации, вторичное использование и переработку различных отходов можно объединить одним емким понятием – «зелёные» технологии.

Подчеркну, что «зелёные» технологии - инструмент развития целого ряда отраслей, влияющих на состояние экономической безопасности страны и на качество жизни населения.

Безусловно, отрасли постоянно пересекаются. Именно поэтому в экспертной среде «зелёные» технологии называют межотраслевым инструментом развития, где сырьевой и инновационный пути развития могут пересекаться, а также выступать в роли драйверов инновационного развития и являться крупнейшими потребителями инноваций.

 

- Тема, которую нынче называют по-разному – и актуальной, и «модной». Но от этого её злободневность не становится меньше. Это борьба с бедностью населения. Насколько она остра в СКФО?

Борьба с бедностью на Северном Кавказе всегда ставилась во главу угла во всех стратегических документах и Федеральных программах СКФО. Ведь качество жизни населения – самый чуткий индикатор успеха проводимых реформ. А нарастающее социальное расслоение по уровню доходов будем говорить прямо, всегда является дестабилизирующим фактором.

Официально сегодня на Северном Кавказе доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума, по данным Госкомстата РФ от 31.07.2019 г., находится у отметки около 20%. А вот на селе вообще практически невозможно найти работу, в то время как численность занятых работников в сельскохозяйственном производстве все время сокращается. Для многих сельских жителей основным источником существования являются социальные и пенсионные выплаты. Соотношение размеров пенсий и пособий и минимального размера оплаты труда никак не соотносится с прожиточным минимумом.

Сейчас 40-45% населения сельской местности, отнесенные статистикой к «экономически неактивному населению» и регистрируемые ею в регионах расселения этносов Северного Кавказа, как раз и составляют те трудовые ресурсы, которые мы, экономисты, относим к этноэкономике.

Именно в этом секторе этноэкономики производится значительная часть потребляемых товаров массового спроса: 20% продуктов растениеводства, до 75% продукции животноводства, 50% собирательства, пчеловодства, рыбной ловли и прочее. Архаично-аграрный тип производства хозяйственной жизни на селе оказался неспособен обеспечивать в полном объеме издержки производства и социальной инфраструктуры. В силу этого экономика порождает явления субъектной, региональной «дотационности».

Бюджеты всех республик Северного Кавказа являются дотационными, с активным развитием теневого сектора экономики. Ведь значительная часть этноэкономики находится в тени, точнее - в латентном состоянии по отношению к статистическим и налоговым органам. Поэтому успешной в регионе может быть лишь та экономическая политика, которая способна соединить корпоративный, «большой» сектор этноэкономики и ее «мелкий» сектор, найти и реализовать механизмы их взаимодействия, органически «вписать» мелкотоварные формы труда и производства в развивающуюся на корпоративной основе предпринимательскую деятельность.

Необходима поддержка путем создания благоприятных условий в производстве, переработке и логистике, выращенной на этой экологически чистой территории, сельскохозяйственной продукции. Но для этого необходимо привлекать не только брендовые управляющие компании с именем и опытом подобного управления, но и малый и средний бизнес. Вовлеченность местных жителей в развитие своих территорий, их личная заинтересованность в этом — хороший мотиватор.

 

- Легко ли делать бизнес (особенно средний и малый) на Кавказе в сравнении с другими территориями страны? Есть ли свои особенности?

- Вопрос - как бы в продолжение темы… Прежде всего, на мой взгляд, для поддержки предпринимательства и малых фирм необходимо осуществить тщательное исследование рынка потребления и производства продукции - как в регионе, так и на российском и мировом рынке, выполнив диагностику состояния конкуренции на рынке сельхозпродукции в регионах СКФО и на общероссийском рынке.

Северо-Кавказский округ обладает рядом уникальных условий, благоприятных для развития таких сфер, как сельское хозяйство, туризм, санаторно-курортная деятельность, добывающая и обрабатывающая промышленность. Чрезвычайно важен и поиск дополнительных направлений занятости и источников доходов, оптимальных организационно-экономических решений, которые, через механизм мультипликации, сыграли бы роль локомотива в выводе экономики республик из кризисной ситуации.

Во-первых, во всем современном мире возрастает спрос на экологически чистые продукты питания, производимые в условиях малых хозяйств. Значит необходимо создать эффективно функционирующий механизм сбыта и маркетинга, который являлся бы одновременно и исходным, и завершающим циклом единой замкнутой системы «маркетинг – производство – сбыт», включающий в себя различные способы продвижения товара на рынок, продуманную рекламную деятельность, регистрацию товарных знаков, сеть фирменных магазинов.

Во-вторых, разразившийся в мире экологический кризис и высокие темпы загрязнения окружающей среды поставили человечество перед выбором: либо устойчивое развитие - либо экологические катаклизмы и самоуничтожение. Используя аграрные технологии, небольшие семейные фермы (малый бизнес) способны оптимально использовать агроресурсы местности, развивать народные промыслы и ремесла, формировать высокопродуктивные и экологически устойчивые агросистемы и агро-ландшафты.

В-третьих, рост благосостояния населения сопровождается, как правило, неуклонным сдвигом рыночного спроса в пользу высококачественных, а нередко и эксклюзивных товаров, и услуг. К числу таковых относятся и рекреационные услуги (туризм, курортно-профилакгическое оздоровление, гостиничное хозяйство, общественное питание).

Тот факт, что большинство территорий сельской и горной местности располагает живописным ландшафтом, памятниками природы и уникальными ресурсами санаторно-курортного и профилактического лечения (источники целебных вод и грязей, лечебные свойства климата кумысолечения и так далее), открывает широкие возможности для интеграции традиционного семейного хозяйствования в сферу рекреационных услуг при сохранении его вековых устоев горцев.

Вот и давайте направим средства для инвестирования в развитие малого и среднего предпринимательства, добычу дополнительных сырьевых ресурсов для отраслей пищевой, легкой промышленности, строительства, а также развитие сферы услуг и торговли.

 

-  Слава Богу, канул в Лету провокационный, экстремистский лозунг «Хватит кормить Кавказ!». Пойдём от обратного: способен ли потенциально Кавказ накормить не только себя, но и ближайшие регионы, страну?

- Я бы предложила другой лозунг: «Создайте правильные условия, и Кавказ вновь станет житницей и здравницей страны». А учитывая аграрно-ориентированную специализацию Северо-Кавказского округа, которая могла бы стать одним из локомотивов роста экономики, можно говорить о недостаточной результативности региональных программ по развитию сельского хозяйства.

С удивлением хочется отметить, что давняя проблема, которую пытаются решить регионы Северного Кавказа - вывоз сельхозпродукции на российский рынок - до сих пор не решена. Именно способность выдержать конкуренцию производимых в республиках экологических чистых продуктов должно стать важным фактором эффективности республиканских рынков. Поэтому факторы достижения стабильности в экономике должны заключаться в выявлении, сохранении и приумножении «точек роста», что возможно при учете сбалансированности спроса и предложения товаров и услуг.

Создавая нормальные социальные условия жизни на селе, следует обратить внимание на развитие национальных промыслов, где трудовые артели, мастерские народных ремесел, цеха по обработке природных материалов, кооперативы всех видов станут элементами устойчивого роста и фундаментом для развития

 

-  Насколько законодательная система Российской Федерации позволяет, на Ваш взгляд, решать проблемы развития СКФО? Или некоторые сферы требуют доработки?

Для изменения ситуации требуется менять логику федеральных решений в сфере региональных проблем. А у этой логики есть своя инерция, где приоритет надо отдавать решению конкретных социально-экономических задач. Следует отметить, что за короткое время существования СКФО создана неплохая институциональная инфраструктура для его развития. Принят ряд важных государственных документов, проведена проработка новых проектов, способных привлечь инвестиции и создать новые рабочие места, сформированы институты развития.

Сегодня Северный Кавказ уже готов для реализации национальных проектов. Поэтому нужно в каждом конкретном случае смотреть, как национальные приоритеты могут локализоваться на этой территории, используя региональные преимущества и ресурсы для их достижения как приоритет - на основе целевых программ, проектного финансирования и технологических платформ. Так, например, предоставляется уникальная возможность принять решение о том, что национальный проект развития сельских территорий должен быть воплощен в жизнь.

Есть и экономические меры повышения уровня инновационности экономики республик. Например, формирование и развитие производственной инфраструктуры хозяйственного комплекса (транспортных коридоров, интермодальных терминалов, информационно-компьютерных сетей, систем телекоммуникаций и прочего).

 

- Спасибо. И остался завершающий вопрос: Вы оптимист или реалист – в работе и в жизни? Если бы с этой точки зрения смогли заглянуть в будущее нашего федерального округа – каким бы он выглядел, скажем, через 10-20 лет?

- Скажем так, оптимистичный реалист. Предлагаю не выходить в рамках данного интервью на горизонт планирования, а то ведь может получиться как со Стратегией 2020.

Ещё раз хочу подчеркнуть: в настоящем главной целью социально-экономического развития территории Северокавказского региона является формирование такой территориальной социально-экономической системы, которая, с одной стороны, характеризовалась бы высоко конкурентной экономикой, а с другой - высоким качеством жизни населения при соблюдении инновационных решений в сфере экологии и бережного отношения к природным ресурсам. То есть ресурсосберегающих технологий, которые можно объединить одним емким понятием – «зелёные» технологии.