Диана Меликян
Автор

Фатима Гаева. Аромат как свидание: чем пахнет «Вечер у Клэр»

Больше 10 лет Фатима создает авторскую парфюмерию в Северной Осетии и ароматы по мотивам произведений. Чем пахнет свидание героини осетинского автора Гайто Газданова и о чём рассказывает парфюм – в материале.

Диана Меликян
Автор
21.03.2024

Все началось с простой цели – создать себе интересные духи. Но постепенно авторский парфюм «для себя» начал привлекать внимание других. Сейчас Фатима продолжает экспериментировать, старается уходить от шаблонных комбинаций, ищет редкие компоненты по всему миру и, как сама говорит, занимается искусством про радость. 

Парфюмер — это рассказчик? 

Хорошая история – всегда совместная работа. Чтобы она получилась, в нее должны быть вовлечены двое: слушатель – тот, кто носит аромат, и рассказчик – тот, кто его создает. В этом случае парфюмерия способна говорить с человеком и рассказывать историю. 

Что говорит о человеке его парфюм?

Парфюмерия – искусство. Правильно подобранный аромат отражает человека и его характер. Это невербальное послание к миру, которое может даже отсеять иногда ненужных людей или наоборот. Человек таким образом говорит о себе, не говоря ни слова. 

Способно ли искусство отражать культурный код?   

Я с большой осторожностью отношусь к привязке ароматов к полу, национальности и к какой-то точке на карте. Запах – наднационален, он вне рамок. 

Но есть обратная сторона: если я несу с собой культуру своего народа, то мои работы тоже это отражают. Ведь любой человек, который занимается творчеством, обязательно транслирует некий культурный код. Хотя, сейчас можно наблюдать за общемировой тенденцией в парфюмерии, когда культуры дополняют друг друга: например, в европейских ароматах Франции и Италии проскакивают восточные мотивы и наоборот. 

Почему «Вечер у Клэр» Гайто Газданова и чем пахнет тот самый вечер?

«Вечер у Клэр» я перечитываю, наверное, раз в год и всегда понимаю по-разному. Мне стало жаль, что по его произведениям до сих пор не снято кино. Фильмы я делать не умею, но умею делать духи. 

Так и получился аромат «Вечер у Клэр». Вечерний, довольно томный, кофейный с несколько даже алкогольными нотами и нотами цветов. И это то мое представление, как выглядело бы свидание главной героини Клэр. Аромат не обо всем произведении, потому что оно несет большое количество сюжетов. Это только его часть. Таким, каким представляю его я. 

Есть ли еще авторы, которые вдохновляют на создание ароматов? 

Хотелось бы создать что-то на основе произведений Чехова, потому что это мой любимый автор. Но, в действительности, вдохновляться всегда можно разным. У нас, например, на Северном Кавказе сейчас очень много интересных и талантливых людей, в том числе художников, музыкантов. Мы вдохновляемся, кажется, в первую очередь, друг другом. И этот поток бесконечен. 

Создавать авторские ароматы, находясь при этом в Северной Осетии, сложно? 

Такое заблуждение, что парфюм можно производить только там, где мы привыкли, но это не так. Для парфюма нужны знания и воображение, опыт и формула. 

Нет такого континента, который бы не был чем-то богат в смысле парфюмерного ингредиента. Даже Кавказ. Здесь я как-то нашла горную лаванду очень высоко в горах. Она имела совершенно свой характер, не похожий ни на крымскую, ни на французскую, ни на какую другую известную мне лаванду. Пока не знаю, возможно ли сделать ее частью парфюма без потери аромата, но такая мечта есть. 

Как понять, что аромат – ваш?

Не верю в теорию, что мы не должны ощущать свой аромат. Он должен приносить удовольствие тому, кто его носит. Вам должно быть с парфюмом лучше, чем без него. 

Что такое искусство про радость?

Слово «радость» я стала употреблять намного чаще, когда начала заниматься парфюмерией, ведь искусство должно быть светлым. Не думаю, что свои тёмные переживания нужно выливать в искусство. Это модно и хорошо продаётся, но ведь люди способны передавать друг другу самое лучшее и делать это где-то своей миссией.

Фото: Личный архив Фатимы Гаевой